Одной из
претензий, предъявляемых властям и лично министру образования Д. Табачнику касательно
реформ высшей школы, является сокращение госзаказа для поступающих и
обучающихся в ВУЗах.
Естественна реакция народа - и здесь
на нас хотят заработать, склоняя будущее студенчество к выбору платной формы
образования.
Как же дела обстоят на самом деле? Обратимся к цифрам.
В 2011 году численность
выпускников старшей школы по сравнению с 2010 годом сократится на 42% – с 338,4
до 195,8 тысяч человек, а средней школы – на 14,8% – с 562,8 до 479,5 тысяч.
Именно в связи с этим
Министерство образования рекомендует сократить госзаказ на прием будущих
бакалавров на 42%, а младших специалистов – на 10%.
Директор Департамента высшего
образования Ярослав Болюбаш поясняет, что госзаказ может быть уменьшен
пропорционально к количеству потенциальных абитуриентов, но непременно
останется на уровне прошлогодних заказов – 39% от количества выпускников
старшей школы.
В 2011 году будут
выпускаться ученики 1994-1995 годов рождения, а это, как известно, период
демографического спада. Сложную ситуацию в связи с демографической ямой
общеобразовательная школа уже пережила – с 1999 по 2002 год в школах
сокращалось количество классов, увольнялись учителя, некоторые средние учебные
заведения вообще прекратили свое существование. «Вот посчитайте, – предлагает
Ярослав Болюбаш. – В 2010 году количество выпускников старшей школы составило
338,4 тыс. человек, а в 2011 будет только 195 тыс. Цифры показывают, что
сокращение составляет более чем на 50%. Оставлять госзаказ в том объеме,
который превышает необходимый, нет смысла!.. А государство свои обязательства
выполняет. На 1997 год объем госзаказа уровня бакалавра составлял 96,4 тысяч
мест. В течение всех предыдущих лет этот объем возрастал (самый высокий был в
2007 году) и на 2010 год составлял 132 тысячи мест».
Правда, оппоненты
нынешнего Министра Дмитрия Табачника все же поспешили заявить: Министр
уменьшает госзаказ для всех одинаково, хотя университеты разные, и конкурсы на
поступление – соответственно, тоже…
«Сегодня речь не идет
о повальном сокращении госзаказа на все специальности, – уточняет народный
депутат от Партии регионов, член парламентского Комитета по вопросам
образования и науки Максим Луцкий. – Нужно
правильно подходить к этому вопросу. Например, на 50% сократить заказ на
подготовку по так называемым модным специальностям – юристам, экономистам и
т.д. А по техническим специальностям - уменьшить госзаказ на 25-30%.
Технические профессии сейчас очень востребованы, и уже многие выпускники школ
понимают, что нужно получить не только красивое и модное образование, но и
гарантирующее реальное трудоустройство».
Первый заместитель
Министра образования и науки, молодежи и спорта Евгений Сулима также заверил,
что изменения в вопросе государственного заказа на 2011 год будут проходить с
учетом общественной потребности в специалистах на рынке труда: «Министр
пообещал, что количество мест по техническим специальностям будет оставаться на
том же уровне. Таким образом, дифференциация должна быть обязательно. Если
сегодня экономика нуждается в специалистах по инновационному подходу в
экономике, то надо поднимать вопрос о необходимости именно их. А в тех
отраслях, где рынок труда уже не требует большого количества специалистов, мы
считаем, что будет разумно, прежде всего, по отношению к государственным
средствам, осуществлять сокращения».
По мнению же первого
директора Украинского центра оценивания качества образования Лилии Гриневич,
самый сложный вопрос на сегодняшний день – как раз проблема распределения мест
государственного заказа между университетами. «К сожалению, все еще не
существует прозрачного механизма распределения», – уверена она.
Против сокращения
объема госзаказа в вузах пропорционально уменьшению количества выпускников школ
на 42% выступает экс-министр образования и науки Украины Станислав Николаенко.
«Думаю, реально в 2011 году выпускников будет порядка 195 тысяч, при этом,
учитывая выпускников предыдущих лет, выпускников профтехучилищ, техникумов,
всего участие во вступительной кампании примут приблизительно 250-260 тысяч.
Независимое тестирование пройдут условно 230 тысяч. Еще 20 тысяч уйдут в
частные вузы. Следовательно, для того, чтобы госзаказ составлял где-то 60%, он
должен составлять приблизительно 110-120 тысяч. И это в сравнении с прошлым
годом меньше всего на 10 тысяч», – уточняет он.
Говоря о
государственном заказе при поступлении в вузы, надо помнить, что согласно
статье 23 закона о высшем образовании в государственных и коммунальных вузах
должно быть не менее 51% студентов, обучающихся за счет государства. А в статье
64 этого же закона заложены критерии и оценочные показатели. Студентов за счет
госзаказа должно быть не менее 180 на 10 тысяч населения третьего и четвертого
уровней, и 100 студентов – первого и второго. То есть на 46 миллионов должно
быть не менее 828 тысяч студентов государственного заказа на всех пяти курсах.
Это касается только государственных вузов. А в техникумах – не менее 460 тысяч.
На основе этих цифр, считает Станислав Николаенко, «государственный заказ будет
сокращен не на 42%, а где-то на 10-15%».
Он уверен, что
ситуацию должен «отредактировать» Президент Виктор Янукович, поскольку в его
предвыборной программе было сказано, что в вузах именно за счет государства
должны учиться 75% студентов.
Максим Луцкий говорит,
что в письме Министра Дмитрия Табачника содержатся всего лишь формальные
предложения объема приема и выпуска специалистов. «Госзаказ может быть уменьшен
и на 10-15%, потому что таковы реалии. Когда уже будут доказаны количественные
показатели, тогда можно будет говорить», – уточнил он.
Здоровая конкуренция
И еще одно «но». На
самом деле сокращение госзаказа может быть серьезным материальным ударом по
вузам: если сократится госзаказ, уменьшиться и бюджетное финансирование. Дело в
том, что государство ежегодно формирует университетам заказ на определенный
продукт – «изготовление» специалистов той или иной профессии, и оплачивает их
учебу, таким образом частично финансируя университет. Деньги из государственной
казны идут на три статьи расходов – зарплаты, стипендии и оплату коммунальных
услуг. Также уменьшение госзаказа приведет к сокращению и количества
преподавателей, которые читают на первых курсах. Хотя господин Луцкий уже успел
заметить, что проблема необходимости сократить около трех тысяч преподавателей
в данной ситуации будет решена путем отказа от совместителей.
И, кстати, сегодня
университеты могут предложить будущим студентам платную учебу в пределах
лицензированного объема. То есть, если уменьшается госзаказ, а соответственно,
и финансирование из бюджета, то у каждого университета или академии остается
шанс за счет своих высоких рейтингов в конкурентной борьбе получить большее
число контрактников. Получается, что в результате мы придем к тому, что выживут
только те вузы, которые обеспечат качественное образование.
Также в Министерстве
образования предлагают, что суммарный прием на обучение для получения дипломов
специалиста и магистра не должен превышать 90% от выпущенных бакалавров и
соответствовать соотношению: подготовка специалистов – до 60%, магистров – до
30%.
«Эти цифры вполне
обоснованы. Высшее образование в Украине – необязательное, – говорит Ольга
Айвазовская, председатель правления Гражданской сети «ОПОРА». – Но при этом
также надо говорить о качестве образования. И я думаю, что потенциально больше,
чем 10% бакалавров по своему уровню знаний, не могут продолжать учебу».
Есть еще один спорный
вопрос: почему в письме Дмитрия Табачника все еще упоминается
образовательно-квалификационный уровень «специалист»? Ведь согласно Болонской
декларации, которую в свое время подписал украинский министр образования,
университеты и академии в Украине не должны готовить специалистов, так как мы
стремимся перейти на европейскую систему: бакалавр, магистр, доктор? Ольга
Айвазовская объясняет, что, скорее всего, в Министерстве образования руководствовались
действующим законом, пока проект закона не попал на рассмотрение народным
депутатам. А в нем-то специалисты упраздняются.
|