Во
время недавней прямой линии Виктора Януковича один из самых часто
встречающихся вопросов касался коммунальных тарифов. Народ живо
интересовался: почему тарифы в разных городах по Украине отличаются в
несколько раз? Янукович пообещал, что разберется и тарифы в Украине
примерно сравняются.
Вопрос только, в какую сторону — самых высоких или самых низких?
Вопрос сей далеко не праздный в свете грядущего повышения цен. Напомним, по требованию МВФ уже
с апреля тепло должно подорожать на 26%, а с октября — еще на столько
же. Правительство говорит, что это необходимо, чтобы привести тарифы к
«экономически обоснованному» уровню (цена на тепло поднимется из-за
роста цен на газ для предприятий ЖКХ). Но с учетом разнобоя в уже
существующих тарифах впору задуматься: какие именно тарифы являются
экономически обоснованными? Те, которые низкие? Или те, которые
высокие? И, может быть, не нужно будет повышать тарифы в тех городах,
где они и так уже задраны выше меры? Может быть, там и так уже
рентабельность продаж услуг населению достигает сотни процентов?
ОПРАВДАНИЯ ЖКХ. Сами коммунальщики оправдывают разницу в тарифах себестоимостью услуг: мол, в каких-то городах вода близко,
а в каких-то ее приходится тянуть издалека. Кое-где теплосети более
изношены, кое-где менее. Какая-то «сермяжная правда» в этих пояснениях
есть, считает глава Ассоциации жилкомхозяйства Александр Семченко. Но
нередко тарифы рассчитываются с запасом, особенно в глубинке, где за
ними нет строгого контроля. По словам Семченко, стоимость любой
комуслуги (вода, тепло) включает в себя постоянные затраты: это
содержание самого предприятия, выплата персоналу зарплат, которые не
зависят от того, больше или меньше тепла и воды продадут потребителям,
и переменные — закупка газа, угля. Чем большему числу потребителей (это
как промпредприятия, так и жилдома) поставляется услуга, тем она
дешевле. Поэтому в больших промышленных центрах «коммуналка» всегда
будет дешевле, чем в маленьких городах. Но даже в этом случае она может
отличаться максимум на 30—40%. Ведь в тарифах стоимость топлива
(которая по всей стране примерно одинакова) составляет 60%, потери
10—13%, остальные 27—30% — это постоянные затраты котельной или ТЭЦ.
Вот эти две последние позиции (потери и постоянные затраты) и
варьируются от города к городу, но все равно это не может давать
разницу в 2—3 раза. Поэтому именно здесь и «сидят» необоснованные
накрутки на «коммуналку» (см. статью «Схема тарифного грабежа
украинцев»).
ТАРИФ ЕДИН. Правительство
обещает положить этому конец. С недавних пор тарифы на коммунальные
услуги утверждают не местные власти, а Национальная комиссия по
регулированию электроэнергетики. Как разъяснил нам начальник управления
ЖКХ Нацкомиссии по регулированию энергетики Николай Расковский, НКРЭ
разработала три отдельных базовых тарифа на основные виды комуслуг:
производство тепла или воды, их транспортировка и поставка конечному
потребителю. Например, везде базовая цена 1 гигакалории тепла — 180
грн., а транспортировка 1 куб. м воды на 1 км — 5 копеек. Тогда, если
котельная современная, она уложится в эти деньги,
а работающая на устаревшем оборудовании с низким КПД потратит,
допустим, 200 грн. на гигакалорию. И местным властям придется думать,
что выгоднее: дотировать «коммуналку» из горбюджета или модернизировать
котельную? Но просто покрыть все потери за счет повышения тарифа у них
уже не получится.
Планируется, что до конца марта
эти тарифы зарегистрируют в Минюсте. И когда они вступят в силу, все
коммунальщики рассчитают по формулам стоимость своих услуг. И тогда
станет видно, насколько отличаются тарифы в разных местах и за счет
чего их можно снизить или удержать на нынешнем уровне (модернизация
оборудования, дотации из бюджета).
«Более чем в
половине городов страны уже проанализирована информация по тарифам на
«коммуналку», в основном, они высокие там, где теплосети и водопроводы
изношены на 50—70%, — говорит пресс-секретарь премьера Виталий
Лукьяненко. — Когда тарифы станут единообразными, на местах появится
стимул для прокладки новых труб, ведь списывать на потери уже не
получится. И не получится их покрывать за счет завышенных тарифов на
коммунальные услуги».
Другими словами, там, где
сейчас тарифы завышены, они не будут серьезно повышаться в этом году.
По крайней мере, так можно понять обещание правительства. Посмотрим...
СХЕМА ТАРИФНОГО ГРАБЕЖА УКРАИНЦЕВ
Коммунальные
тарифы можно необоснованно увеличить двумя способами: завышением объема
потерь воды и тепла и увеличением накладных расходов, поясняет
Александр Семченко. На практике, как правило, используются оба способа.
И если завышать потери воды и тепла сколько угодно не получится (есть
норматив — не более 13% от поставленного объема), то затраты на
производство тепла или поставку холодной воды можно раздувать до
бесконечности. Например, включать в расходы консалтинговые и сервисные
услуги по обслуживанию компьютерной базы, затраты на закупку
оборудования, программного обеспечения, обслуживания автопарка,
оборудования по ремонту сетей и т. д. Помогают повышать тарифы и
местные органы власти: например, изменяя нормативы на отопление. Так, в
одном из городов после модернизации теплосетей на 1 кв. м стало
расходоваться не 0,14, а 0,15 гигакалории в год — вот и рост тарифов на
7%.
ЦЕНА ВОПРОСА. Какова цена
такого коммунального воровства для рядовой украинской семьи? Как видно
из нашей таблицы, наиболее часто встречаемый тариф на отопление — около
3,5 грн. Его можно принять как относительно обоснованный. В то же время
во Львове — 6,22. То есть в месяц семья львовян, которая проживает в
двухкомнатной квартире площадью 50 кв. м, переплачивает около 150 грн.
В Люботине — около 250 грн.! Или возьмем холодную воду.
Средне-обоснованный тариф по стране — 3—4 грн. А вот в Первомайском
(Харьковская область) — 8 грн. И в этом городе семья из трех человек
переплачивает в месяц более 80 грн.