1. Какова ситуация с сбалансирования Пенсионного фонда на сегодня?
В 2010 году дефицит средств Пенсионного фонда Украины составляет 26,6 млрд. грн.
Покрытие дефицита средств предусмотрено за счет средств Государственного бюджета Украины.
2. Как предлагается решить проблему повышения пенсионного возраста (отдельно – для женщин и отдельно – для мужчин)?
Программой экономических реформ Украина на 2010 – 2014 годы предусмотрено, в частности, что пенсионный возраст для женщин и мужчин должно быть выровнены (постепенно, с шагом 0,5 года в год на протяжении 10 лет). Соответственно предполагается поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет.
Этот вопрос был наиболее дискуссионным.
Главным аргументом против поднятия пенсионного возраста в Украине принято называть низкую продолжительность жизни.
В то же время, как показывают научные исследования, ожидаемая продолжительность жизни для мужчин в Украине при достижении 60 лет составляет 14 лет, что приближается к показателю других стран. Для женщин же при достижении 55 лет продолжительность жизни составляет 25 лет, едва ли не самым высоким показателем среди других стран (Великобритания – 23 года, Италия – 24,9 лет, Германия – 20,9 лет, Словакия – 18 лет, Венгрия – 20 лет).
3. Какую позицию принято по сокращению сверхвысоких пенсий (10 тыс. грн и выше). Или вводиться ограничения на уровне 12 прожиточных минимумов для нетрудоспособных и какого количества граждан оно коснется? Коснется это тех, кто оформил пенсию до 2011 года?
Что касается сокращения сверхвысоких пенсий, то предлагается установить максимальный размер пенсии на уровне 12 размеров прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. Исходя из размера прожиточного минимума на декабрь 2010 (734 грн) это составляет 8 808 грн. В 2011 году ограничения размера пенсии коснется примерно 400 человек, которые выйдут на пенсию впервые.
Закон обратной силы не имеет, поэтому ограничение пенсий максимальным размером не касается тех пенсионеров, которые оформили пенсию до 2011 года.
4. Есть ли отличие в том, каким образом ограничивать размер специальных пенсий и трудовых?
Ограничение пенсий максимальным касается всех категорий пенсионеров, независимо от того, по нормам которого закона им назначена пенсия.
5. Планирует власть начинать пенсионную реформу "с себя”? Сохраняется ли в нынешнем виде механизм назначения специальных пенсий (госслужащие, ученые, судьи, прокуроры, журналисты государственных и коммунальных СМИ и т.д.). Увеличивается ли (и насколько именно по различным категориям) период, за который учитывается заработная плата, при определении специальных пенсий? Каков коэффициент замещения (зарплаты пенсией) предусматривается для различных категорий спецпенсионеров?
Предполагается установить довольно существенные ограничения для специальных пенсий (народные депутаты, судьи, работники Национального банка Украины, таможенной службы, научные работники, журналисты государственных и коммунальных средств массовой информации и т.п.), в частности их касаться:
- Установление максимального размера пенсии на уровне 12 прожиточных минимумов для лиц, утративших работоспособность;
- Увеличение периода, за который им учитывается заработная плата для исчисления пенсии;
- Снижение максимального процента для определения размера пенсии (коэффициента замещения);
- Выплата специальных пенсий при продолжении работы проводиться в размере трудовой пенсии.
6. Как выплачивать спецпенсии работающим пенсионерам? Или терять работающий пенсионер право на спецпенсию при смене места работы (ему выплачивать только трудовую)?
Выплату специальных пенсий (государственным служащим, научным работникам, депутатам, работникам органов прокуратуры и суда, органов местного самоуправления, журналистам) за период работы предполагается проводить в размере трудовой пенсии. После увольнения – выплата пенсий осуществляется в размерах, определенных специальными Законами.
7. Как именно изменяется база расчета надбавки за сверхнормативный стаж? Какой начиная с 2011 году будет стоимость одного года сверхнормативного стажа при назначении трудовых пенсий? Специальных пенсий? Будет ли повышена стоимость одного года стажа для женщин в связи с повышением пенсионного возраста?
Доплата за сверхнормативный стаж работы устанавливается в размере 1 процента основного размера пенсии, но не более 1 процента минимального размера пенсии по возрасту.
При исчислении специальных пенсий на сегодня отсутствует такое понятие как "доплата за сверхнормативный стаж”. Эта норма остается и после 1 января 2011
Стоимость одного года стажа составляет 1,35 процента.
8. Какие изменения коснутся пенсионного обеспечения военно-служащих, и в частности, как конкретно решена проблема определения специального стажа работы (службы) в календарном исчислении.
Законопроектом предусматривается внести определенные изменения в пенсионное обеспечение военных пенсионеров.
Основной вопрос который предполагается рассмотреть – это вопрос сокращения некоторых льгот для устранения возможности выхода на пенсию в 30 – 35 летнем возрасте, что сегодня воспринимается как один из наиболее социально негативных факторов.
Что касается военных (а также и пожарных и других служащих), имеющих длительную выслугу лет, никакие изменения их не коснутся и они будут получать пенсии в тех же размерах, что и сегодня.
Предполагается с 2011 года:
- Ввести календарное исчисление выслуги лет при определении права на пенсию;
- Оставить льготный порядок исчисления выслуги лет при определении размера пенсии: за 20 лет выслуги (с учетом льготного исчисления) – 50% заработной платы (55%-для уволенных в отставку) и 3% за каждый год выслуги свыше 20 лет;
- Постепенно, ежегодно на 1 год, увеличить выслугу лет для определения права на пенсию за выслугу лет с 20 до 25 лет;
- Ограничить пенсии максимальным двенадцати прожиточных минимумов для лиц, утративших трудоспособность
- Сохранить механизм выплаты пенсии работающим военным пенсионерам без всяких изменений в полном размере независимо от заработной платы.
9. Пенсии учителей, врачей, работников культуры – будут ли изменения?
На сегодняшний день работники бюджетной сферы (работники образования, здравоохранения, культуры) имеют право на назначение пенсии за выслугу лет при наличии выслуги от 25 до 30 лет, независимо от возраста.
В то же время за низкого размер заработной платы (а соответственно и пенсии) подавляющее большинство таких работников сегодня продолжает работать и после достижения общеустановленного пенсионного возраста и получают пенсию и заработную плату одновременно.
Учитывая такие обстоятельства, предполагается повысить престижность работы работников бюджетной сферы путем выплаты им единовременной денежной помощи при выходе на пенсию как государственным служащим в размере 10 назначенных месячных пенсий;
Все предложенные изменения для работников бюджетной сферы не имеют никакого отношения уже назначенных пенсий. Пенсии, которые были назначены до вступления в силу законопроекта выплачиваться в тех же размерах, без каких-либо изменений.
Кроме того, законопроектом сохранено право на пенсию за выслугу лет, то есть при наличии 25 лет специального стажа назначается пенсия независимо от возраста.
10. Изменения пенсионного обеспечения для работающих пенсионеров – в чем именно они будут заключаться для тех, кто уже на пенсии? Для тех, кто оформлять пенсию в 2011 году?
Пенсии, назначенные до вступления в силу законопроекта, будут выплачиваться в тех же размерах, без каких-либо изменений.
Также не предусмотрено каких-либо ограничений в выплате пенсий работающим пенсионерам за исключением специальных пенсий.
Механизм перерасчета пенсий для работающих пенсионеров сохранены.
Пенсионер, который после назначения пенсии продолжал работать, через два года будет иметь право на очередной перерасчет.
11. Согласился правительство с предложением Пенсионного фонда назначать пенсии лишь из заработка по данным системы персонифицированного учета?
Для исчисления пенсии предусматривается учитывать заработную плату только по данным системы персонифицированного учета.
Это позволит избавить будущих пенсионеров поиска старых архивов и ликвидированных предприятий.
В то же время предполагается оставить старый порядок для тех, кто за период с 2000 года не получил достаточного страхового стажа.
12. За сколько лет заработок нужно будет брать тем, кто будет выходить на пенсию в 2011 году? Сохраняется правило, что будущий пенсионер по желанию может исключать из расчета заработок по "неудачные” годы, и в каком именно объеме?
Для исчисления пенсии учитываться заработная плата за весь период по данным персонификации.
При этом предполагается сохранить ныне существующие правила "оптимизации” заработка и даже некоторым образом расширить их.
13. Какие компенсирующие меры предложило правительство, чтобы уменьшить общественное сопротивление внедрению пенсионной реформы и повысить доверие к своим действиям? Как будет налажено информирование граждан?
Реформирование пенсионной системы предусматривает начать внедрение обязательной накопительной системы пенсионного страхования. Это в перспективе позволит диверсифицировать источники доходов пенсионеров и обеспечить накопительные пенсионные счета при которых каждый работающий человек будет видеть свои пенсионные накопления. Это повысит заинтересованность каждого лица в легальной уплате взносов и приведет к снижению уровня тенизации доходов.
В солидарной системе предполагается применить ряд компенсирующих мер, которые будут касаться увеличения размеров пенсий женщин, работников бюджетной сферы.
Предполагается создать рабочие группы для проведения разъяснительной работы и работы с общественностью.
14. С какой даты планируется начать начисление и выплату пенсий по новым правилам?
Законопроектом предусматривается введение его в действие с начала 2011 года. Введение некоторых норм осуществляться поэтапно.
15. Какую сумму экономии ожидается получить в 2011 году в случае одобрения парламентом всех предложенных мероприятий пенсионной реформы? Каким ожидается дефицит Пенсионного фонда?
В случае одобрения парламентом всех предложенных мероприятий пенсионной реформы экономия средств в 2011 году составит более 1,7 млрд. гривен.
Реализация указанных мероприятий позволит сократить расходы Пенсионного фонда Украины и уменьшить дефицит его бюджета.
16. Каковы главные особенности пенсионной системы после реформы?
В Украине предусмотрено существование трехуровневой пенсионной системы: солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования (I уровень); накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования (II уровень); система негосударственного пенсионного обеспечения (III уровень). С 2004 года внедрена солидарную систему общеобязательного государственного пенсионного страхования и систему негосударственного пенсионного обеспечения.
Состояние действующей пенсионной системы требует неотложного реформирования.
С этой целью предполагается ввести II уровень пенсионной системы – обязательную накопительную систему пенсионного страхования и сбалансировать действующую солидарную пенсионную систему.
Внедрении накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования позволит разнообразить источники доходов будущих пенсионеров и обеспечить более высокий уровень пенсий.
В то же время сбалансирования бюджета Пенсионного фонда и реформирование солидарной пенсионной системы позволит обеспечить возможность ликвидировать существующие проблемы – обеспечить стопроцентную выплату пенсий из солидарной системы и ликвидировать диспропорции в размерах пенсий назначенных в разные годы.
17. Почему реформа не коснется тех, кто ушел на заслуженный отдых, особенно кто получает по 50 тыс грн?
Согласно Конституции Украины (статья 22) при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.
Несмотря на это, пенсии, которые были назначены до вступления в силу закона, будут выплачиваться в размерах, которые не могут быть ниже уже установленных.
В то же время предполагается, что пенсии, которые превышают установленный максимальный размер, не будут индексироваться или повышаться в случаях, предусмотренных законодательством, к тому времени когда их размер будет соответствовать максимальному.
18. Если нормативный стаж для назначения пенсий по возрасту увеличится на 10 лет, на эти же 10 лет уменьшится сверхнормативный стаж, что приводит выплату соответствующих надбавок. Так, размер надбавок для пенсионеров будет существенно уменьшено: среднем пенсионеру не доплатят 33 грн. в месяц или 392 грн. в год. Насколько это справедливо?
Закон не имеет обратной силы. Указанная норма распространяется только на пенсии, которые впервые будут назначаться после вступления в силу Закона. Ранее назначенные пенсии будут выплачиваться в установленных размерах, без всяких ограничений.
Кроме того, следует отметить, что новые пенсии назначаются с более высокого показателя средней заработной платы и их превышения размеров ранее назначенных пенсий уже сегодня достигает 70 процентов.
19. Прожиточный минимум, до которого дотягивают минимальную пенсию, не обеспечивает существование пенсионера, если он выйдет на пенсию и не будет работать. Как государство будет помогать в этом случае?
При наличии минимально необходимого стажа (для женщин – 30 лет, для мужчин – 35 лет) размер пенсии не может быть меньше прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. За каждый год страхового стажа свыше 30/35 лет устанавливается доплата в размере 1 процента минимального размера пенсии по возрасту.
Кроме того в связи с ростом прожиточного минимума каждый раз размер пенсии будет пересматриваться в сторону увеличения.
20. Обострение ситуации на рынке труда в связи с повышением пенсионного возраста и нормативного страхового стажа – это сужение возможностей трудоустройства, роста безработицы и ухудшения социальной среды (чаще всего эти проблемы связывают с молодежью). Как власть будет решать проблему с трудоустройством?
По экспертной оценке ученых прирост численности населения трудоспособного возраста в связи с повышением пенсионного возраста для женщин в 2011 году может составить до 185 тыс. человек. То есть, учитывая прогнозные показатели уровня безработицы на рынке труда в 2011 году (7,6-8,1%), существенного роста численности безработного населения не должно произойти. Кроме того, в этом году мы наблюдаем рост экономики, который обычно сопровождается созданием новых рабочих мест. Это должно компенсировать незначительный рост предложения рабочей силы на рынке труда.
В условиях, когда главным долгосрочным демографическим трендом является процесс старения населения, повышение пенсионного возраста становится совершенно естественным и наиболее адекватной мерой социально-экономических реформ, без которых отечественный рынок труда и пенсионная система имеют сомнительные перспективы развития. По такому пути идут все страны, которые сталкиваются с проблемой старения населения.
21. Внедрение пенсионной реформы приведет к снижению благосостояния пенсионеров – уменьшается (или теряется) возможность одновременного получения пенсии и зарплаты. Почему вы пошли на этот шаг, ведь многие просто вынуждены работать на пенсии?
Законопроектом не предусмотрено никаких ограничений в выплате пенсий работающим пенсионерам, за исключением вновь специальных пенсий.
Выплата трудовых пенсий работающим пенсионерам будет осуществляться в полном объеме, независимо от размера получаемой зарплаты.
22. Почему будущие пенсионеры поставлены в невыгодные условия по сравнению с нынешними?
После принятия закона ранее назначенные пенсии будут выплачиваться в размерах, которые не могут быть ниже ранее установленных.
Кроме того, следует отметить, что новые пенсии назначаются с более высокого показателя средней заработной платы и уже на сегодняшний день превышают ранее назначенные пенсии до 70%.
23. Будут ли изменены коэффициенты начисления? Скажем, женщине 55 лет и она с 1 января оформляет себе пенсию. Она знала, что 20 лет ей достаточно для того, чтобы получать минимальную пенсию, потому что остальное время она ухаживала за детьми или за внуками. Приходит, а ей говорят, что такой стаж не предусматривает получение пенсии. Надо еще десять лет поработать. Для большинства людей это будет шок.
Минимально необходимый страховой стаж для приобретения права на пенсию по возрасту согласно законопроекту – 15 лет.
Размер пенсии исчисляется в зависимости от заработной платы и продолжительности страхового стажа. Эти основные принципы солидарной системы пенсионного обеспечения остаются неизменными.
Кроме того, необходимо сказать, что время ухода за детьми до 3 лет засчитывается в страховой стаж.
24. В чем заключается суть накопительной системы и готова к ней страна? Какой процент отчислений будет направляться на персональные счета?
Накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования базируется на принципах накопления средств на индивидуальных пенсионных счетах и предусматривает механизм их наследования.
Такая система пенсионного страхования позволит разнообразить источники получения лицом доходов в старости и привлечь дополнительные инвестиции в экономику государства.
После сбалансирования бюджета Пенсионного фонда Украины предполагается начать перечисление страховых взносов в Накопительный пенсионный фонд.
Размер страхового взноса на дату внедрения системы составит 2% заработной платы с последующим его ежегодным повышением на один процент до 7%.
25. Какие требования ставил МВФ относительно пенсионной реформы? Правда ли, что власть усилила их предложения достаточно жесткими пунктами, которые больно ударят по украинцам?
Требования МВФ предусматривали в первую очередь мероприятия, направленные на укрепление финансового основу солидарной пенсионной системы и обеспечение бездефицитности бюджета Пенсионного фонда.