Пеня за коммунальные услуги была введена в действие с 1 января 2011. Эта норма содержится в Законе Украины О внесении изменения в статью 2 Закона Украины «О временном запрете взыскания с граждан Украины пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги» от 17 декабря 2010 № 2795-VI. Законом предусмотрено, что начисление и взыскание пени за несвоевременное внесение платы за жилищно-коммунальные услуги осуществляются на сумму задолженности, которая образовалась из 1 января 2011.
Из этого можно сделать вывод, что пеня за коммунальные услуги не касается задолженности, возникшей до нового года. Однако, такая задолженность может быть взыскана в общем порядке. Также, требования о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг могут рассматриваться в порядке приказного производства. Судебный приказ является особой формой судебного решения, подлежащего исполнению по правилам, установленным для исполнения судебных решений. Особенностью приказного производства является то, что выдача судебного приказа производится без судебного заседания и вызова потребителя для заслушивания его объяснений. Обжаловать приказ можно в течение десяти дней после его получения. Днем получения считается дата, указанная в почтовом уведомлении о вручении, день проставления в почтовом сообщении отметки об отказе получить копию приказа или отметки об отсутствии потребителя по зарегистрированному месту жительства. Сведения о таком местожительство указываются в паспорте потребителя. Поэтому, если потребитель желает чтобы такие решения не могли приниматься без его участия, ему нужно следить за почтовой корреспонденцией по месту своей регистрации, а также создать условия, которые не позволят рассматривать такие вопросы в приказном производстве.
Дело в том, что приказное производство не касается требований в спорах о праве. В случае возникновения спора о праве такие требования должны рассматриваться в исковом производстве, с обязательным вызовом в суд потребителя. Доказательством такого спора может быть переписка относительно предоставления некачественных или несвоевременных коммунальных услуг потребителю.
Возвращаясь к главной теме, следует отметить, что никакой закон не определяет конкретного размера пени. Я, смог найти лишь один нормативно правовой акт, который предусматривал начисление пени за коммунальные услуги, до введения запрета на ее взыскание. Это постановление Кабинета Министров Украины от 08.10.1992 года № 572. Оно предусматривало, что платежи за коммунальные и другие услуги вносятся ежемесячно, а при просрочке внесения указанной платы взимается пеня из расчета 1 процент от неуплаченной суммы за каждый день просрочки, но не более 100 процентов общей суммы долга. Но, в последней и действующей редакции указанного постановления указанная норма отсутствует.
Пеня за коммунальные услуги предусмотрена только в проекте Жилищного кодекса Украины, который содержит положение о том, что в случае несвоевременного внесения платы за жилищно-коммунальные услуги будет начисляться пеня в размере 0,1 процента суммы задолженности за каждый день просрочки. Нетрудно подсчитать, что это будет составлять более 36% годовых. 30 июля 2010 также вступил в силу п. 3 ч. 1 ст. 96 Гражданского процессуального кодекса, которым было установлено, что на задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг начисляется индекс инфляции и три процента годовых. Общий размер финансовой нагрузки на потребителей может достичь почти 40% годовых.
Нужно также признать, что пеня за коммунальные услуги, в большем или меньшем размере, но будет принята. Поэтому хочу рассмотреть вопрос о том, может ли пеня за коммунальные услуги взиматься без ограничения каким-либо сроком и может ли пеня за коммунальные услуги превышать размер самого долга?
Перед этим, нужно обратить Ваше внимание на то, что согласно ч. 2 ст. 551 Гражданского кодекса Украины, размер пени может быть установлен двумя способами, договором или актом гражданского законодательства. В первом случае, пеня за коммунальные услуги может быть определена через заключение нового договора или внесения изменений в действующий договор. Однако, заставить потребителя подписать условия договора, которые для него не являются обязательными, никто не может. Во втором случае, пеня за коммунальные услуги может быть определена актом гражданского законодательства. В таком случае, пеня за коммунальные услуги будет обязательной для потребителя, независимо от наличия или содержания договорных отношений. Согласно кодексу, размер пени за коммунальные услуги может быть определен не только законом, но и другим нормативно-правовым актом.
Несколько иной подход заложен в Законе Украины «О жилищно-коммунальных услугах». Он заключается в том, что пеня за коммунальные услуги может устанавливаться только законом (п. 10 ч. 3 ст.20 Закона). Аналогичный подход закреплен и в п. 23 Постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотводу и типового договора о предоставлении услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведения» от 21 июля 2005 года № 630.
Поэтому, существует две возможности для решения данного вопроса. Первая заключается в том, что Верховная Рада Украины должна установить конкретный размер пени за коммунальные услуги, а вторая – внести соответствующие дополнения в Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах». В любом случае, никакие другие органы государственной власти не могут устанавливать законодательный размер пени. Это объясняется тем, что Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» имеет приоритет в применении. Он был принят позднее Гражданского кодекса Украины, а также является специальным по отношению к нему. Такой же подход, закреплен и в ч. 2 ст.75 проекта Закона Украины «О нормативно-правовых актах». Этим законопроектом предусматривается, что в случае выявления противоречий (коллизии) между положениями различных нормативно-правовых актов, имеющих одинаковую юридическую силу, применяются положения нормативно-правового акта, который вступил в силу позже, или положение того нормативно-правового акта, который устанавливает специальные положения. Фактически, в проекте закона были изложены правила, которые сформированы теорией права и судебной практикой.
Но, ситуация может коренным образом измениться в случае принятия Жилищного кодекса Украины. В таком случае, пеня за коммунальные услуги станет общеобязательной.
Для того что бы ответить на вопрос о том, за какой срок может взиматься пеня за коммунальные услуги, надо обратиться к ее законодательному определению. Оно заключается в том, что пеня за коммунальные услуги начисляется в процентах от суммы задолженности за каждый день просрочки исполнения. Поэтому, срок исковой давности относительно ее взыскания исчисляется по каждому дню отдельно. Право на иск о взыскании пени за каждый день возникает ежедневно на соответствующую сумму, а исковая давность исчисляется с того дня, когда кредитор узнал или должен был узнать о нарушении права. Действующее законодательство также предусматривает, что к требованиям о взыскании пени применяется специальная исковая давность в один год. Поэтому, пеня за коммунальные услуги может быть взыскана только за 12 месяцев, предшествующих дате подачи искового заявления.
Нужно обратить внимание и на некоторые особенности применения сроков исковой давности. Так, исковая давность, установленная законом, может быть увеличена по договоренности сторон, а договор об увеличении исковой давности заключается в письменной форме. Поэтому, перед подписанием договора о предоставлении коммунальных услуг или изменений к нему следует, сначала внимательно изучить его положения. Также, истечение исковой давности перерывается, ели лицо совершит действия, которые будут свидетельствовать о признании им своего долга или иной обязанности. После прерывания истечения исковой давности начинается заново. Кроме того, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения им решения. Следовательно, в случае возбуждения судебного производства потребителю целесообразно подать письменное заявление о применении сроков исковой давности.
Что касается размера пени, то этот вопрос регулируется ч. 3 ст. 551 Гражданского кодекса. Указанная норма предусматривает, что размер пени может быть уменьшен по решению суда, если она 1) значительно превышает размер убытков, и 2) при наличии других обстоятельств, имеющих существенное значение. Иными словами, положение закона направлено на предотвращение безосновательного обогащения за счет потребителя и недопущения заинтересованности кредитора в нарушении обязательства потребителем. Верховный Суд Украины неоднократно подчеркивал, что нельзя взимать пеню в сумме, значительно превышающей размер самой задолженности. Термин «значительно» является оценочным и должен конкретизироваться судом в каждом конкретном случае. Относительно других обстоятельств, то ими можно считать степень выполнения обязательства потребителем, тяжелое имущественное положение, наличие на иждивении малолетних детей, другие интересы сторон, которые заслуживают внимания. Несмотря на то, что указанное положение закона является правом, а не обязанностью суда, однако, если имеются такие обстоятельства, то они должны учитываться судом в случае, если на это ссылается потребитель и просит уменьшить размер пени. При этом во исполнение требований статьи 215 Гражданского процессуального кодекса Украины суд должен в обязательном порядке мотивировать свое заключение.
Подытоживая, можно констатировать, что
1) пеня за коммунальные услуги не может начисляться на задолженность, которая возникла в прошлом году,
2) до момента определения Верховной Радой Украины конкретного размера,пеня за коммунальные услуги начисляться не может,
3) пеня за коммунальные услуги может взиматься судом только за 12 месяцев, которые предшествуют дате подачи искового заявления, а
4) в определенных случаях пеня за коммунальные услуги может быть уменьшена судом.