Известный украинский юрист Татьяна Монтян, кроме
своих глубоких познаний в гражданском праве, славится прямотой, умением
называть вещи своими именами и бескомпромиссной решительностью. 22 мая она
объявила 6-недельную голодовку в знак протеста против проекта Жилищного
кодекса, для характеристики которого не жалеет самых резких эпитетов.
Татьяна эксклюзивно для "Полемики" изложила мотивы своего решения.
Когда мне задают сакраментальный вопрос: "Почему мы так
плохо живем, почему у нас такая коррупция, беспредел и безнадега?", я
отвечаю совершенно неожиданно для спрашивающих: "Потому, что в 1992 году
был принят один маленький закон, в долгосрочной перспективе разрушивший страну
и практически похоронивший все надежды Украины когда-либо выбраться из ямы.
Это - Закон "О приватизации
государственного жилищного фонда".
Поскольку спрашивающие смотрят недоверчиво и просто
физиологически неспособны поверить в такую мотивацию, я перехожу к
объяснению "на пальцах".
Итак, вследствие принятия в 1992 году откровенно популистского
Закона
Украины "О приватизации государственного жилищного фонда",
многоквартирные дома с правовой точки зрения превратились в совокупность
отдельных квартир, оторванных как от домов в целом, так и от земельных
участков, на которых эти дома построены.
И это при том, что с 1989 по 1992 год в Украине действовало
достаточно юридически совершенное (за исключением неурегулированного в ней
«земельного вопроса», ибо в 1989 году права частной собственности на землю не
существовало как такового) Постановление Совета Министров СССР от 19 мая 1989 г. N 142 «Об
утверждении Положения о продаже гражданам в собственность квартир в домах
государственного и общественного жилищного фонда, их содержание и ремонт». Оно
предусматривало:
- Выкуп (а не
бесплатная раздача) квартир по остаточной стоимости;
- Выдача
правоустанавливающих документов, в которых квартира определялась не как
"висящий в юридическом воздухе" объект, оторванный от дома как целого,
а как идеальная доля всего домовладения;
- Заказ в органах
технической инвентаризации плана всего дома;
- Образование
товариществ индивидуальных владельцев квартир для эффективной
эксплуатации зданий на основе коллективного управления;
- Возложение на
владельцев квартир всех обязанностей по содержанию, текущему и капитальному
ремонту дома и придомовой территории пропорционально размеру жилой площади их
квартир.
Однако в 1992 году безмозглые популисты-депутаты,
неспособные увидеть что-либо дальше своих коррумпированных носов, решили, что
выделять доли, инвентаризировать и вообще - делать из людей ЭФФЕКТИВНЫХ
СОБСТВЕННИКОВ, а не жертв патернализма государства - это долго и нудно. А
потому - проще раздать собственность (и очень дорогостоящую!) людям, абсолютно
неподготовленным к тому, чтобы не то что нести за эту собственность надлежащую
ответственность, а даже просто осознавать себя собственниками.
В итоге,
многоквартирные дома остались фактически "бесхозными" - потому что
совокупность "недособственников", живущих в своих квартирах, аки
"в хатах с краю", никак не может быть коллективным собственником
ВСЕГО многоквартирного дома КАК ЦЕЛОСТНОСТИ. А ведь Дом (даже самая примитивная
хрущоба) - это сложное инженерно-техническое сооружение, напичканное коммуникациями,
подключенными к централизованным системам водопровода, канализации, отопления и
т.д., и для обслуживания всего этого хозяйства, разумеется, необходимы
специальные познания.
Дома по умолчанию продолжили (и продолжают по сей
день) обслуживать ЖЭКи - без каких-либо правовых оснований, потому что для
того, чтобы у конкретного ЖЭКа возникло право обслуживать конкретный дом,
общество собственников этого дома должно принять коллективное решение об этом.
Разумеется, жильцы об этом и не подозревают, потому как
кодексы не читают, и вообще им (в большинстве своем) на все это наплевать.
Понятно, что при таких условиях тотальной безответственности и полной
юридической неопределенности наш жилищный фонд и коммунальная инфраструктура
оказались в предколлаптоидном состоянии , которое время от времени
"прорывается" - то в Алчевске, то в других местах.
Также
"под сурдинку" умные люди сообразили, что всякие подвальчики,
чердачки и прочие "вкусные" кусочки домов за пределами квартир
оказались ничейными - а значит, их можно невозбранно подерибанить! А почему бы и
нет - в стране, где 99% населения уверены, что "квартира принадлежит мне,
а весь мой дом принадлежит ЖЭКу, и вообще мне на все наплевать" - было бы
глупо не ободрать разобщенных неграмотных людишек, как липки.
Кое-кто (1% и менее) возмущался, конечно, - дескать, почему
это местная власть дерибанит наши подвалы и чердаки, застраивает наши
придомовые территории - это же наше, а не ихнее! Но лишь Решением
Конституционного Суда Украины от 02 марта 2004 года многоквартирные дома были
признаны целостными имущественными комплексами, а владельцы всех помещений в
этих домах - совладельцами домов в целом. Далее, Закон Украины «Об ОСМД»
признал право ОСМД как юридического лица получить земельный участок, на котором
построен дом, и придомовую территорию - в постоянное пользование или в
собственность. Но это право на получение земли фактически является фикцией,
поскольку предоставление или непредоставление земли является дискреционным,
т.е., используемым исключительно по собственному усмотрению, полномочием
местных органов власти. А они совершенно не заинтересованы в бесплатной раздаче
этих земель, а особенно - на центральных улицах больших городов.
Но
возмущаться было уже поздно. Огромное количество подвалов и чердаков, которые, как
вспомогательные помещения, должны принадлежать совладельцам многоквартирных
домов как общее неделимое имущество - были противозаконно признаны
собственностью территориальных общин и отчуждены. Сейчас буквально в каждом
украинском суде рассматриваются сотни исков жителей, которые требуют
возвращения этих помещений, и судебная волокита по этому поводу будет
продолжаться вечно. Это связано с тем, что, согласно ч.4 ст. 268 Гражданского
Кодекса Украины, исковая давность не
распространяется на требования собственника или иного лица о
признании незаконными правовых актов, которыми нарушено его право собственности
или иное вещное право.
Между тем, на придомовых территориях, которые являются
неотъемлемыми частями многоквартирных домов как целостных
имущественных комплексов, в результате невыделения этих земель в натуре за
прошедшие 20 лет было самовольно и незаконно построено много сооружений. И эта
«юридическая бомба» взорвется во время межевания в натуре земельных участков,
которое все равно когда-нибудь начнется.
С 2004
года не было фактически ничего сделано для практической имплементации
указанного решения Конституционного Суда, а именно - не
внесены соответствующие изменения ни в Гражданский кодекс, ни в Закон Украины
«Об ОСМД», чтобы хотя бы восстановить правовое положение, которое существовало
в 1989-1992 годах. Многоквартирные дома, вопреки логике и здравому смыслу, НЕ
учитываются в БТИ как целостные имущественные комплексы, а земельные участки,
на которых построены дома, и придомовые территории - учитываются другими
органами, а именно - управлениями земельных ресурсов. Неудивительно, что
значительное количество многоквартирных домов вообще нигде не зарегистрированы.
То есть, уровень формализации в этом сегменте собственности, который при этом
составляет большинство имеющейся в Украине недвижимости - равен или стремится к
нулю.
Указанная проблема также решается на законодательном уровне
- путем несложной имплементации мирового опыта с учетом украинских реалий.
Сособственность в виде многоквартирного дома в правовом смысле ничем не
отличается от сособственности на квартиру или на автомобиль, просто
совладельцев значительно больше. В то же время, согласно любой теории
управления - чем больше совладельцев, тем труднее им договориться по поводу
владения и пользования общей вещью. Действующее же законодательство предлагает
ненадлежащие алгоритмы для принятия решений совладельцами многоквартирных домов
по вопросам, касающимся содержания этих домов и распоряжения ими.
Следовательно,
прежде всего для решения проблем ЖКХ необходимо ДАТЬ ЛЮДЯМ МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ
КОЛЛЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ - но не такой заумный и дико сложный, какой прописан в ныне
действующем законодательстве и доступный только профессиональным юристам и/или
очень интеллектуально продвинутым людям, а - ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ, воспользоваться
которым смогут и простые смертные. Если этого не сделать - никакие реформы не
будут иметь успеха и останутся лишь бумажными благоглупостями и 1001-м способом
распила бабла.
У людей часто возникает вопрос - если все так просто, и
алгоритмы можно запросто переписать из законодательства стран, в которых они
успешно работают - ПОЧЕМУ это не делается? Да все просто: за 20 лет сложилась
устойчивая каста околокоммунальных мафиози, которые получают сверхдоходы
от тотального бардака и правовой неурегулированности вопросов
сособственности на многоквартирные дома и от атомарной разобщенности
сособственников этих домов. Наши люди, воспитанные в патерналистском
государстве, органически неспособны на принятие
коллективных решений касательно собственной, простите за тавтологию, совместной
собственности. Этих мафиози - пруд пруди (прикиньте, сколько по стране
ЖЭКов), и у них, разумеется, достаточно денег на лоббирование продолжения
бардака. Тем более, что наши продажные депутатишки (многие из которых сами
являются такими мафиози) за бабло готовы проголосовать даже за телефонную книгу
- не говоря уже о Жилищном Кодексе.
Навязываемый
обществу Жилищный Кодекс усугубит во сто крат уже имеющийся бардак, и в средне-
и долгосрочной перспективе погубит страну окончательно - то есть, доделает
то, что не успел доделать Закон "О приватизации государственного жилищного
фонда". Однако в процессе полного разрушения жилого фонда и
соответствующей инфраструктуры лоббисты и вдохновители ЖК успеют не по-детски
нарубить капусты. Ну а дальше - хоть трава не расти. Им - без разницы, они ведь
не живут в хрущобах, у них дворцы в Конче-Заспе и т.д.
Именно профессиональное понимание данных перспектив
заставило меня прибегнуть к шестинедельной голодовке для привлечения внимания
общественности к планам принять Жилищный Кодекс.
На сегодняшний день ни один из лоббистов этого кодекса не
отреагировал официально на мои аргументы. Поскольку речь идет об очень жирных
кусках, а в каждой фракции есть те, кто эти куски жрет за обе щеки, никто и не
подумает заявить, что мы имеем чистый грабеж наивного населения.
Никто не зайдет к Виктору Федоровичу не скажет ему об этом.
Сегодня наш Президент уверен, что справедливость - это когда тарифы на услуги
ЖКХ одинаковые. И никто не подскажет ему, что не могут быть одинаковыми тарифы
для проживающих в хрущевках и в Межигорье, потому что стоимость содержания в
каждом случае разная. И вода не может стоить одинаково по всей
стране.
Если ЖК примут в том виде, в каком он есть, с разделом про
управляющие компании, которые погубят страну, то мы не выгребем из этого
никогда.
Я отдаю себе отчет в том, что мой протест - это глас
вопиющего в пустыне, но я все равно хочу сделать все, что могу. Да, моя
голодовка не вызывает такого интереса как голодовка Луценко, и «Украинская
правда» не пишет каждый день, как я пописала и покакала. И все же это мой
протест.
|