В Украине высшее
образование доступно всем. Обилие университетов и академий на местах бывших ПТУ
и в помещениях бывших детсадов делает счастливыми обладателями дипломов о
высшем образовании все большее количество украинцев. В это же время, качество
образования в высшей школе резко падает, а многочисленные выпускники
экономических и юридических академий вместе с психологами европейских
университетов с трудом могут сосчитать в уме
полагающуюся сдачу на рынке или на другой торговой точке щедрой на корочки бакалавров, специалистов и магистров Родины.
Реформа в высшем
образовании назрела давно. И, если мы хотим повысить качество подготовки
профильных специалистов, а заодно и престиж
высшей школы, то в качестве первоочередных шагов на этом пути должны быть
следующие:
- строгая ревизия всех ВУЗов с повсеместным
сокращением скороспелых заведений, в основе которого помимо численного критерия
должны быть – многолетние научные и исследовательские традиции ВУЗа, полноценный и
заслуженный
профессорско-преподавательский состав, современніе научно-техническая
база и оснащение самой альма-матер,
- принятие новых законодательных актов по
искоренению коррупции как при поступлении в ВУЗ, так и во время обучения в нем,
- разумное и экономически обоснованное
формирование государственного заказа со
смещением в сторону специальностей, наиболее необходимых в народном хозяйстве
Украины,
- гарантия получения бесплатного высшего
образования, включая квалификации специалиста и магистра, для студентов,
которые поступают в ВУЗ на бюджетную форму обучения.
Новый Законопроект
практически не решает этих задач, но и привносит новые противоречия и подводные
камни в и без того крайне расшатанную
систему высшего образования.
Так, новый проект
Закона "О высшем образовании" предусматривает проведение приема в
университеты не только на конкурсной
основе по результатам тестирования,
но и с учетом среднего балла аттестата и
бала высшего учебного заведения. При этом, законопроект не дает ответа на
вопрос, что такое "средний балл вуза". Отменено
разделение вузов на I-IV уровень аккредитации и вводится вполне современное
разделение: на университеты, академии, колледжи, профессиональные колледжи. Но при отнесении учебного заведения к тому или иному
типу применены механические критерии и отсутствует ключевой показатель -
качество образования.
Так, например, классический университет создается при
условии, если в нем на дневной форме учится не менее 10 тыс. студентов, не
менее чем по 8-ми областям образования и осуществляется подготовка научных
кадров не менее чем по 8-ми научным специальностям.
Не решен также языковой вопрос в системе образования. Если в предыдущем варианте законопроекта от 2009 года
отмечалось, что языком обучения в вузе является украинский, то теперь уже речь
идет о нескольких языках. "Язык
(языки) обучения в высших учебных заведениях определяются в соответствии с
Конституцией Украины и Законом Украины" О языках", не исключено, что
разработчики предполагают принятие Верховной Радой Украины одиозного
законопроекта "О языках в Украине", который фактически вводит в Украине
двуязычие, а следовательно и двуязычие в вузе.
Прогрессивной в
Законе является статья 6, которая прописывает структуру высшего образования по
образовательно-квалификационным уровням "младший
специалист-бакалавр-магистр" и по образовательно-научным уровням
"доктор философии и доктор наук". Однако,
сохраняется и старая традиция: бакалавр не считается законченным высшим
образованием, поэтому человек, который закончил бакалавриат, в магистратуру
может поступать лишь на ту же специальность. Также, ликвидируется
образовательно-квалификационный уровень "специалист", что является
целесообразным.
Относительно получения образовательно-научной степени
"доктор наук", то последнее слово и в дальнейшем остается за Высшей
аттестационной комиссией (ВАК), а не за высшим учебным заведением, как это
практикуется в европейских странах. В законопроекте ВАКу предоставляются такие
полномочия, которые, по сути, сводят на нет автономию ученых советов
университетов в области присвоения научных степеней. По мнению экспертов,
целесообразно было бы, если и не всем сразу, то хотя бы ученым советам
исследовательских и национальных университетов предоставить право
окончательного присвоения научных степеней.
Также, отмечают в ЦОМ, основные
направления международного сотрудничества в области высшего образования фактически направлены на интегративную деятельность с
университетами только одной страны - Российской Федерации. При этом в
пояснительной записке к законопроекту говорится об общеевропейском
образовательном пространстве.
Также,
законопроект несколько расширяет правовую базу студенческого самоуправления,
однако вовсе не предусмотрены права органов студенческого самоуправления на
общественную и общественно-политическую деятельность. При этом, новый проект закона позволяет неограниченно увеличивать
размер платы за обучение студентов-контрактников.
Последнее новведение особенно возмутило украинских
студентов, которые 31 января протестовали у стен ВР Украины.
Студенты настаивают на отклонении законопроекта «О высшем
образовании» и отмене указания Минобразования о сокращении в вузах количества
мест государственного заказа.
Об этом говорится сообщении Независимого студенческого
профсоюза «Прямое действие», гражданского движения «Відсіч», Фонда региональных
инициатив, Спудейского братства и студколлегии НаУКМА.
Авторы сообщения напоминают, что
сегодня возле Верховной Рады студенческие и молодежные организации провели
предупредительную акцию протеста против законопроекта «О высшем образовании»
№7486-1.
На акцию протеста вышли студенты,
преподаватели, школьники и их родители. «Сокращение
госзаказа - очередной шаг к коммерциализации образования и превращении его в
бизнес. Ликвидируют почти половину бюджетных мест. Это будет означать, что
десятки тысяч абитуриентов будут лишены возможности получить высшее образование
только потому, что им нечем платить», - говорится в сообщении организаторов
протеста.
Новый законопроект «О высшем
образовании», подчеркивают студенты, делает невозможным честное вступление в
ВУЗ и уничтожает право на бесплатное образование в Украине. В соответствии с
законопроектом, плата за учебу для студентов-контрактников может увеличиваться
ежегодно.
«Если закон примут, многие
студенты из малоимущих семей не смогут окончить учебу в университете.
Образование станет недоступным для тех, кто способен и хочет учиться, но не
имеет денег на оплату учебы. Теперь уже и образование станет привилегией
«мажоров», - констатируют организаторы акции.
«Одно из
наиболее абсурдных положений законопроекта – арифметические показатели
численности студентов при определении статуса высшего учебного заведения. Это
приведет к лишению Киево-Могилянской академии и других вузов, которые заботятся
о качестве образования, а не о заработке на массовом штамповании дипломов, к
потере статуса университета и сведения их до уровня колледжей», - выразили возмущение, в частности, студенты НаУКМА.
Законопроект, как утверждают
активисты, отказывает студенческому самоуправлению в получении финансирования в
объеме 0,5% специального фонда вузов, как это предусматривалось предыдущим
законопроектом. Этим самым, с одной стороны, хотят лишить поддержки студентов,
которые в этом нуждаются, и "накинуть уздечку на академические и гражданские
права и свободы студенческой молодежи”.
Участники акции считают, что
больше всего законопроект принесет вреда будущим студентам, ведь в них отнимают
право на честное вступление в ВУЗ и вводят неконтролированное повышение платы
за учебу. Уменьшение количества студентов неминуемо повлечет за собой
увольнение с работы преподавателей вузов.
Также студенты выдвигают
требования повышение стипендий хотя бы до размера прожиточного минимума,
увеличение зарплат преподавателям и предоставление вузам реальной автономии.
|