.На данный момент в Верховной Раде зарегистрировано сразу два законопроекта, которые касаются высшего образования. Первый – это законопроект Юрия Мирошниченко (№7486), а
второй – законопроект №7486-1, поданный несколькими депутатами от
Партии регионов, который активно лоббирует министр образования Дмитрий
Табачник.Законопроект
Юрия Мирошниченко более прогрессивный с точки зрения интеграции Украины
в единое европейское образовательное пространство. Этот документ основывается на принципах автономии высших учебных заведений.
Причем автономии в разных аспектах – академической, финансовой,
административной. Безусловно, тут необходимо доработать ряд положений,
в первую очередь, относительно третьего цикла высшего образования
(доктор философии, PhD). Но именно законопроект № 7486 должен быть взят
за основу нашим парламентом. Он имеет рыночный характер и в целом
направлен на создание сильных украинских университетов.Второй законопроект, который активно поддерживает Министерство образования, приведет к дальнейшей деградации науки и высшего образования в Украине.
Между Украиной и Европейским Союзом появится очередной барьер,
результатом которого станет прогрессирующая самоизоляция украинских
университетов. Указанный законопроект делает невозможным имплементацию
в Украине принципов Болонской системы, консервирует авторитарный
контроль государства, которое с советских времен смотрит на
университеты не как на основу для всестороннего развития общества и
национальной экономики, а как на обузу на своей шее.Университеты
должны нести ответственность за качество подготовки студентов, влиять
на содержание образовательных программ, иметь возможность
диверсифицировать источники поступления материальных ресурсов, а также
право распоряжаться теми ресурсами, которые сами заработали. Это
нонсенс, когда деньги, которые заработал университет, продолжают
считаться бюджетными.Недостатки проекта. 1. Очень много вопросов и по системе подготовки студентов. К примеру, законопроект фактически делает невозможным междисциплинарные программы,
которые лежат в основе развития современного высшего образования во
всем мире. То же самое можно сказать про дисциплины и программы,
которые должны относится к выбору самих студентов. 2. Еще один недопустимый аспект – привязка градации высших учебных заведений к количеству студентов.
Предполагается, что классическим университетом может быть лишь то
учебное заведение, которое имеет не менее 10 тыс. студентов на дневной
форме обучения. В этом случае «Киево-Могилянская академия» не может
называться классическим университетом. Более того, такие известные
вузы, как Стенфорд или Принстон также не подпадают под «отечественное»
определение университета. Количество студентов не главное, главное –
качество подготовки. 3. Законопроект вводит в Украине понятие доктор философии (PhD)
путем простого переименования существующего кандидата наук, без
создания структурированных докторских программ, которые уже в прошлом
году должны были прийти на смену постсоветским аспирантурам и
докторантурам. Это полная профанация, которая имеет целью ввести в
заблуждение западноевропейских партнеров – якобы Украина наконец-то
начала имплементировать нормы Болонского процесса.
Обсуждение. Всеукраинская
молодежная организация «Фонд региональных инициатив» (ФРИ) выступает
против принятия Верховной Радой нового законопроекта "О высшем
образовании” (№7486-1) Как говорится в заявлении организации, данный законопроект угрожает «еще больше коммерциализировать образование в
Украине» и может привести к сужению права граждан на образование и
принципа доступности образования, которые закреплены в Конституции. По мнению ФРИ, проект закона содержит несколько одиозных норм. 1.
Так, согласно выводам фонда, документ позволяет администрациям высших
учебных заведений неограниченно увеличивать размер платы за обучение
студентов-контрактников. "Формулировка министерского проекта угрожает увеличением во время обучения платы с поправкой на индекс инфляции,
а также на некоторый нерегламентированный ректорский "икс”, – объясняют
в молодежной организации. – "Сегодня же действующий Закон "О высшем
образовании” гарантирует, что на протяжении всего срока обучения размер
платы меняться не может. До сих пор эта гарантия неоднократно позволяла
студентам-контрактникам выигрывать в спорах с ректоратами, если те
пытались неоправданно увеличивать цену за обучение”. 2. Также, как информирует ФРИ, законопроект №7486-1 предлагает отменить привязку платы за обучение и предоставление дополнительных образовательных услуг к гривне. 3. Кроме того, как отмечают в молодежной организации, законопроектом предлагается изъять
гарантию о принятии на первый курс на бесплатную форму обучения
студентов дистанционной (заочной), вечерней и экстернатной форм
обучения. Остальные
опасные нормы проекта, как утверждают во ФРИ, угрожают вернуть высокий
уровень взяточничества в школы и вузы на стадии поступления
абитуриентов, а также ликвидировать одно из достижений действующего
закона №1798-VI относительно вопросов студенческого самоуправления,
принятия которого годами добивались студенческие и молодежные
организации. «Поэтому
мы просим членов Комитета (ВР по вопросам науки и образования – ред.)
не направлять законопроект №7486-1 на первое чтение без проведения
комитетских слушаний при участии, прежде всего, студенческих и
молодежных организаций», – заметил председатель фонда Евгений Демченко.
|