18 ноября 2004 года президентом Украины Л.Кучмой был подписан Закон Украины «О социальной защите детей войны», который вступил в законную силу с 01 января 2006 года.
Указанным Законом определено понятие «ребенок войны». Это лицо, которое является гражданином Украины и которому на время окончания (2 сентября 1945 года) Второй мировой войны было менее 18 лет.
Статьей 5 этого Закона предусмотрен ряд льгот для «детей войны». Например, первоочередной отвод земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества; бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта, автомобильным транспортом общего пользования в сельской местности, железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов в пределах области (Автономной Республики Крым) по месту жительства; право на 25% скидки при плате за пользование коммунальными услугами (газом, электроэнергией и т.д.) в пределах средних норм потребления.
Однако ажиотаж у «детей войны» возник не из-за льгот, которыми они и так не пользуются, а из-за невыполнения уполномоченными органами перерасчета пенсий с учетом установленных надбавок.
Так, в соответствии со статьей 6 данного закона «детям войны» (кроме тех, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты») к пенсии или ежемесячному пожизненному денежному содержанию или государственной социальной помощи, которая выплачивается вместо пенсии, выплачивается повышение в размере надбавки, установленной для участников войны.
Государственная социальная помощь составляет 30% минимальной пенсии по возрасту. Но с 01 января 2006 года, когда закон вступил в силу, эти деньги не выплачивались. Действие статьи неоднократно приостанавливалось. Позднее, решениями Конституционного суда Украины, все законы, которыми приостанавливалось действие статьи 6 ЗУ «О социальной защите детей войны», были признаны неконституционными.
С 01 января 2006 года у государства в лице пенсионных фондов, накопилась задолженность перед «детьми войны», которую в добровольном порядке оно погашать не торопится. Что и заставило данную категорию граждан обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Изначально рассмотрение споров по искам детей войны входило в юрисдикцию окружных административных судов. Дела рассматривались по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Украины (КАС Украины).
18 декабря 2008 года, в статью 18 КАС Украины «Предметная подсудность административных дел», внесены изменения, а именно часть первая указанной статьи дополнена пунктом три, который определил подсудность дел данной категории местным общим судам как административным.
Первым положительным фактором для граждан, была государственная пошлина при подаче иска в суд, которая составляла 3 гривны 40 копеек. Вторым положительным фактором был порядок рассмотрения дел данной категории, а именно письменное производство, которое позволяло рассматривать дела в сокращенные сроки без участия истца.
Отрицательными же факторами были: отсутствие средств к оплате у пенсионных фондов, и как следствие, обжалование всех решений судов первой инстанции, а также неготовность апелляционного административного суда обработать столь большое количество дел.
В 2009 году было зафиксировано самое большое количество обращений «детей войны» в суды. Например, в Железнодорожный районный суд г.Симферополя обратилось более 3300 человек. 99 процентов исковых заявлений судом удовлетворено полностью либо частично, однако большая часть постановлений суда было обжаловано и дела были направлены в апелляционный административный суд для дальнейшего рассмотрения.
В феврале 2010 года законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно подведомственности дел, связанных с социальными выплатами» пункт 3 ч.1 КАС Украины был исключен, а производство по делам, связанным с социальными выплатами, должно проходить по правилам Гражданского процессуального Кодекса Украины (ГПК Украины).
При обращении гражданина в суд с иском, оформленным в порядке ГПК, государственная пошлина и расходы на материально техническое обеспечение составляют не 3 гривны 40 копеек, как в административном процессе, а уже 171 гривну (в случае отсутствия льгот).
С февраля 2010 года общественные организации, помогающие гражданам оформлять иски данной категории, перестроились на новые правила.
Законом Украины от 7 июля 2010 года относительно осуществления полномочий Верховного суда Украины и Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, определено, что нормы вводятся в действие после начала деятельности Высшего суда. А именно, изменения относительно передачи к юрисдикции административных судов и исключения из гражданской юрисдикции споров по поводу пенсионных и социальных выплат неработоспособным гражданам, выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, социальных услуг, помощи, защиты вводятся в действие с 1 января 2011 года.
Таким образом, указанная норма была плавным и безболезненным (очередным) переходом от одного судопроизводства к другому.
Однако 9 сентября текущего года Конституционный суд Украины признал положение пункта 2 части первой статьи 15 ГПК Украины не соответствующим Конституции Украины, то есть неконституционным.
Это означает, что данная норма с момента провозглашения решения Конституционного суда Украины не действует, а действует предыдущая норма, то есть тот самый пункт 3 части 1 статьи 18 КАС Украины, который в феврале был исключен.
Таким образом, возникла коллизия права, а именно в силу вступили две нормы равные по силе и одинаковые по содержанию, разница лишь в том, что одна из норм действует с 09.09.2010 года, а вторая начинает действие с 01.01.2011 года. И обе эти нормы предусмотрены Кодексом административного судопроизводства.
В суды Крыма из Территориального управления Государственной судебной администрации в АРК поступило письмо, в котором был разъяснен порядок регистрации судами исковых материалов, поданных, в том числе «детьми войны». Согласно этому письму, указанные материалы отныне снова регистрируются в общих судах в порядке административного судопроизводства.
Иных разъяснений по порядку рассмотрения уже поданных заявлений, порядку их перерегистрации в адрес общих судов пока не поступало.