Согласно Закону Украины «О социальной защите детей войны» (Закон)
под этот статус подпадают граждане Украины, которым на 2 сентября 1945 было
меньше 18 лет, т.е. к этой категории относятся лица, родившиеся после 1
сентября 1927 года и до 1 сентября 1945 года (ст. 1).
О принадлежности лица к категории детей войны свидетельствует штамп, который
проставляется в пенсионных удостоверениях на основании паспорта гражданина
Украины местными органами труда и социальной защиты населения по
зарегистрированному месту жительства. Если у лица есть
ламинированное пенсионное удостоверение или в случае потери им пенсионного
удостоверения (до получения дубликата), органы труда и социальной защиты
населения выдают временные справки. В отдельных случаях при отсутствии указанных
документов их могут заменить паспорт гражданина Украины, в котором указана
соответствующая дата рождения лица.
Установленные законом государственные социальные гарантии (льготы) не могут
быть ограничены или отменены другими нормативно-правовыми актами (ч. 2 ст. 3).
Детям войны (кроме тех лиц, на которых
распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях
их социальной защиты») пенсии или ежемесячное пожизненное денежное содержание
или государственная социальная помощь, которая выплачивается вместо пенсии,
повышаются на 30% минимальной пенсии по возрасту (ч . 1 ст. 6).
Необходимо отметить, что назначение и выплата указанных доплат касается
следующих выплат: пенсии, ежемесячного пожизненного денежного содержания,
государственной социальной помощи, которая выплачивается вместо пенсии.
В зависимости от указанных видов выплат определяются органы, которые обязаны
начислять и выплачивать предусмотренные суммы доплат. К таким органам относятся
учреждения Пенсионного фонда Украины (относительно пенсий), другие
законодательно установленные государственные органы (учреждения) (относительно
ежемесячного пожизненного денежного содержания), органы труда и социальной
защиты населения (относительно государственной социальной помощи, которая
выплачивается вместо пенсии).
Исходным критерием исчисления размера
доплаты к пенсиям и другим выплатам детям войны является размер минимальной
пенсии по возрасту, который устанавливается в размере прожиточного минимума для
лиц, утративших трудоспособность.
Общий показатель прожиточного минимума
на 2011 год определен в следующих размерах: с 01.01.2011 до 31.03.2011 —
894 грн; с 01.04.2011 до 30.09.2011 — 911 грн; с 01.10.2011 до
30.11.2011 — 934 грн; с 01.12.2011 до 31.12.2011 — 953 грн. Именно с
этих сумм необходимо рассчитывать доплату детям войны в размере 30%.
Пенсионный фонд Украины является ответчиком по делам по осуществлению
начисления доплат к пенсиям по иску детей войны. По искам на других основаниях
ответчиками выступают те органы, которые выплачивают другие социальные выплаты
(ежемесячное пожизненное денежное содержание, другие социальные выплаты, кроме
пенсий).
Дела по искам указанной категории лиц в
настоящее время рассматриваются местными общими судами как административными
судами. По территориальности такие дела рассматриваются судами по выбору
истца: или по зарегистрированному его месту жительства, или по месту нахождения
ответчика (ч. 2 ст. 18 Кодекса административного судопроизводства
Украины (КАСУ).
Необходимо отметить, что согласно части второй ст. 99 КАСУ для обращения в
административный суд за защитой прав, свобод и интересов лица установлен
шестимесячный срок, который, если не установлено иное, исчисляется со дня,
когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Административный
иск, поданный после окончания указанного срока (шесть месяцев), остается без
рассмотрения, если суд по заявлению лица, которое его подало, не найдет
оснований для возобновления этого срока (ст. 100 КАСУ).
Согласно изложенному, указанная категория граждан, желающих получать
предусмотренную законом доплату к пенсии или другие выплаты, должны письменно
обратиться в соответствующее госучреждение (Пенсионный фонд, Управление труда и
социальной защиты или другое учреждение, осуществляющее соответствующие
выплаты) с заявлением о начислении и выплате доплаты.
В случае непредоставления ответа или отказа в удовлетворении заявления о
начислении и выплате доплаты заинтересованное лицо вправе обжаловать такие
действия (или бездействие) в суде в срок, указанный выше.
Необходимо отметить, что согласно ч. 4 ст. 8 КАСУ запрещается отказывать в
рассмотрении и разрешении административного дела судом по мотивам неполноты,
неясности, противоречивости или отсутствия законодательства, регулирующего
спорные отношения.
Существенным в реализации таких прав
является правовая помощь как при досудебном решении, так и при решении дел в
судах. Ее могут предоставлять адвокаты, юристы юридических фирм, компаний,
другие специалисты в области права, и по просьбе истца, служащие аппарата
административного суда.
Рассмотрение дела судом предусматривает судебные издержки в виде судебного
сбора (пошлины), что урегулировано в настоящее время подпунктом б пункта 1
статьи 3 Декрета Кабинета Министров Украины «О государственной пошлине». Учитывая
имущественное положение истца, суд может уменьшить размер судебных расходов,
освободить от них полностью или частично, отсрочить или рассрочить их уплату,
если лицо согласно законодательству не имеет льгот по уплате госпошлины. При
удовлетворении иска суд присуждает в пользу истца все документально
подтвержденные судебные издержки (в том числе расходы на правовую помощь).
По результатам рассмотрения дела указанной категории при обоснованности иска
суд признает противоправными действия (или бездействие) субъекта властных
полномочий и обязывает его начислить и выплачивать предусмотренное законом
доплату к пенсии или иных денежных выплат (ст. 162 КАСУ).
Статьей 183 ² КАСУ относительно указанной категории дел предусмотрена
возможность при определенных основаниях сокращенного производства, что означает
сокращенные сроков рассмотрения дела, рассмотрение его судьей единолично, без
проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле.
Постановления административного суда, вступившие в законную силу, являются
обязательными и подлежат исполнению на всей территории Украины. Это означает,
что ответчики по делу обязаны во исполнение решения суда об удовлетворении иска
начислить соответствующие доплаты и выплачивать их. Отсутствие финансирования в
государственном бюджете или в соответствующих органах расходов на указанные
доплаты детям войны не является основанием для отказа в начислении и выплате
указанных доплат и для отказа в иске судом.
|