Понедельник, 20.11.2017, 05:06
Реформы и новости
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Пенсионная реформа [95]
Жилищная реформа [13]
Новости мира денег [37]
Резонанс [3]
Реформа высшего образования [18]
Земельная реформа [8]
Налоговая реформа [6]
Социальная помощь [5]
Advertising
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
живопись новости культуры общество бокс визитка визитки визитница коробочка упаковка Skype для скайп к ПК? наушники новые. не дорогие с микрофон цветы атлантида Загадочные места Загадочные места планеты Загадочные явления брс промышленность соединения трубы Фото цветы 3 и 4 сим карты Wi-Fi Дешевые китайские телефоны копии телефонов Телефоны на 2 телефоны с ТВ черепиця Системные требования WoT горы Затерянный мир пустыня роза Дети бедуинов Египет Синай бедуины отели Фото киев лилии контраст подсолнух желтые лилии фото цветов ирис ирисы впечатления льготы пенсионная реформа Актёры кино пейзаж фото Эдуарда Джафарова зима Постановление КМУ малообеспеченные Право социальная пенсия начисление Размер социальной пенсии социальная помощь МСЭК порядок назначения расчет пенсии высшее образование кризис деньги прогноз новости Брега Ливия грузия журналисты политики продовольствие цены россия США Война протесты Україна Украина Политика Армия майдан новости Украины экономика ЕС Брикс международная политика гражданская война криминал мир нато Происшествия
Форма входа
Главная » 2011 » Январь » 7 » Пенсионная перестройка
23:02
Пенсионная перестройка

Солидарная пенсионная система Украины давно и, пожалуй, неотвратимо двигалась к нынешней критической черте. Однако черта эта заключается не только в нищенских пенсиях или растущем дефиците Пенсионного фонда, который если все оставить как есть, вскоре будет нечем покрывать. Мы приближаемся к рубежу, за которым сама жизнь заставляет каждого поставить самый сложный, но до сих пор почему-то ускользавший вопрос: а куда это вообще 20 лет двигалась страна? На что рассчитывал каждый из нас, о чем думал (если думал), идя на выборы и голосуя (либо игнорируя право голоса), если страна получила «это» на выходе?

Разработанная вице-премьером и главой Министерства социальной политики Сергеем Тигипко пенсионная реформа в виде законопроекта №7455 («О мерах законодательного обеспечения реформирования пенсионной системы») — в сущности не более чем техническая, хотя и крайне болезненная попытка сведения финансовых балансов государства.

Главное в другом: если за десятилетия «реформ» граждане в большинстве своем предпочитали не реагировать на весьма тревожные сигналы и предупреждения (относительно собственной экономики и общества в целом), то сегодня всем предстоит настоящий холодный душ.

Почему в Украине плательщиков взносов на пенсионное страхование нынче 14,4 млн. человек, а пенсионеров — около 13,7 млн.? Как могло случиться, что на каждые 10 работающих имеем 9 пенсионеров?

Известно, что уже к середине 2020-х гг. количество пенсионеров у нас превысит численность работающих. То есть проблема такова, что тут не помогут никакие реквизиции офшорных капиталов олигархии и даже национализация их высокодоходных предприятий. Ведь даже суммы в 100 млрд. грн. для Пенсионного фонда — лишь вопрос покрытия его возрастающего дефицита в течение считаных лет. Главное в том, что при нынешней структуре населения, которое только стареет и уже 20 лет как не воспроизводится, обеспечивать пенсии становится попросту некому.

Экономические реформы уже обошлись Украине весьма дорого, если, конечно, это слово применимо в данном случае: рождаемость в стране падала едва ли не самыми быстрыми темпами в мире, а продолжительность жизни (в отличие от Европы) и по сравнению с «дореформенными» временами стремительно сокращалась.

Итого, если в начале 90-х в стране числилось около 52 млн. граждан, сейчас — 45,8 млн. «Минус» 6 млн. человек только без учета кумулятивных потерь (до 90-х рождаемость была стабильной, население росло). Собственно, старшие поколения друг за другом постепенно уходят на пенсию, а в трудовой возраст только-только начинает вступать поколение родившихся в период начала демографической ямы 90-х.

Мы не будем разбирать механизмы демографической катастрофы, переживаемой Украиной (см., например, «Геноцид в действии», №44 (483) 30 октября — 5 ноября 2009 г.). В контексте нынешней пенсионной реформы важным является то, что уже к 2010 г. официальные пенсионные выплаты в Украине возросли до 18% ВВП — и это максимальный показатель в Европе. Также в нашей стране действует одна из самых высоких ставок отчислений в Пенсионный фонд из фонда оплаты труда предприятий — 33,26% с каждой начисленной зарплаты плюс с работающих — по 2%.

В таком режиме и с такой структурой населения пенсионная система может просуществовать еще пять-десять лет, но при условии ежегодного увеличения прямых дотаций госбюджета в ПФ (размер ПФ уже приближается к доходной части всего госбюджета). После придется либо увеличивать отчисления в ПФ (т. е. еще больше повышать налоги), либо понижать пенсии, либо объявлять банкротом сам ПФ.

Эксперты Голубой ленты ПРООН по заказу Минсоцтруда недавно подсчитали: при сохранении нынешней ставки сбора в ПФ к 2025 г. средняя пенсия уменьшится с сегодняшних 40—42% средней зарплаты до 35%. В случае сохранения нынешней пропорции пенсии и средней зарплаты за счет повышения страховых взносов отчисления в ПФ вырастут с 35% фонда оплаты труда до 40% через 15 лет и до 50% — к 2050 г.

При первом варианте за черту бедности постепенно «выходят» почти 100% пенсионеров. При втором — трудоспособное население, поскольку с учетом подоходного налога и отчислений в соцфонды налогообложение на зарплаты превысит уже 70%.

Простой путь

Итак, содержание законопроекта №7455 говорит нам: авторы реформы как всегда решили идти самым простым путем.

Ключевой и скандальной нормой предлагаемой реформы стало повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет. Согласно указанному законопроекту повышение может начаться уже с февраля 2011 г. на полгода ежегодно и продлится до 2020 г.

Очевидно, что затронет эта новация, если будет поддержана в парламенте, женщин, родившихся после 31 января 1956 г. Родившиеся с 1 февраля по 31 июля 1956 г. пойдут на пенсию в 55 лет и 6 месяцев. С 1 августа 1956-го по 31 января 1957-го — в 56 лет, а с 1 августа 1960 г. и позже — в 60.

Большинство мужчин, как и сейчас, смогут уходить на пенсию в 60. Но отчасти реформа затронет и их, а точнее — госслужащих. Пенсию госслужащего мужчины смогут получать лишь с 62 лет. Любопытно, кстати, взглянуть на структуру отечественного госаппарата: из почти 400 тыс. чиновников мужчины составляют лишь около 25%, остальные госслужащие — женщины. Правда, львиная доля руководящих постов, как и во все времена, занята сильным полом.

Еще одной скандальной новацией стала норма законопроекта, по которой минимальный стаж для получения социальной пенсии по возрасту (50% минимальной) может быть повышен с нынешних 5 до 15 лет. Также минимальный стаж (с которого уплачены взносы в Пенсионный фонд) для назначения обычной пенсии по возрасту предлагается повысить с 20 до 30 лет для женщин и с 25 до 35 лет для мужчин.

Увеличение страхового стажа для пенсии по возрасту — новшество, в результате которого многие граждане предпенсионного возраста могут столкнуться с ситуацией, когда пенсия у них будет меньше, чем у тех, кто успел выйти на пенсию до реформы. На рынке труда таким гражданам сегодня очень нелегко найти работу, и многим из них приходится устраиваться на низкооплачиваемые должности. Где и будет теперь рассчитываться база для их новых пенсий.

Кстати, если проект будет принят в нынешнем виде, то назначение пенсий могут начать рассчитывать только с заработка и только по данным персонифицированного учета ПФ, который ведется с июля 2000 г. До сих пор при расчете пенсий учитывают и зарплату до 2000 г., включая советский период. Кроме того, размер средней зарплаты по стране, который наиболее существенно влияет на размер пенсии, будет определяться за три календарных года, предшествующих году обращения за пенсией (сейчас — за один последний год, что с учетом инфляции и социальной нестабильности все-таки лучше).

Сергей Тигипко, презентуя свой проект в парламенте 24 декабря, озвучил следующие цифры: если будет принята пенсионная реформа в предложенном виде, дефицит ПФ в 2011 г. составит 18 млрд. грн. Если нет, то примерно 20 млрд. грн.

«Нам нужно сбалансировать бюджет. И как раз пенсионная реформа — это комплексная реформа, которая тоже поможет его сбалансировать», — заявил вице-премьер. Увеличение числа работающих в результате повышения пенсионного возраста, по словам главы Минсоцполитики, позволит не только ликвидировать дефицит ПФ через несколько лет, но и более ощутимо повысить пенсии всем пенсионерам.

«Сегодняшняя средняя пенсия по Украине только на 65% больше, чем прожиточный минимум. Если взять европейские страны, этот показатель в четыре раза больше прожиточного минимума тех стран, — пояснил чиновник. — Больше всего страдают не сегодняшние пенсионеры, которым мы назначаем пенсии, а люди, которым пенсия была назначена 15, 10, 20 лет назад. Если мы будем иметь дефицит, то с таким бюджетом поднять пенсию этим людям мы уже не сможем».

Как видим, одна из ключевых задач, которую намеревается решить г-н Тигипко в предложенном законопроекте, — ликвидация дефицита, который в этом году составит около 26—27 млрд. грн. Эти средства, напомним, перечисляются в виде дотации из госбюджета и составляют сейчас около 10% доходов госказны. «Мы предполагаем, что максимально 2014 год, если ничего не будет меняться в экономике, если не будет такого роста большого, в 2014 году мы уже сбалансируем бюджет ПФ, — заявил вице-премьер. — А если будет экономический рост, мы можем это сделать и быстрее. Если будет рост в следующем году в 6—7%, мы предложим снижения этих нагрузок хотя бы на 2—3%».

Действительно, пенсионный возраст, действующий сегодня в Украине, был установлен еще в СССР в 1929 г.

Тигипко 24 декабря также поведал, что в настоящее время мужчины в Украине, выйдя на пенсию, живут в среднем 14 лет, а женщины — 25 лет. Но именно потому, что женщины до сих пор раньше выходили на пенсии, разрыв в пенсионных начислениях традиционно был не в пользу последних (минимальная пенсия у мужчин сейчас около 1300 грн., у женщин — 850 грн.).

Однако зададимся одним из главных вопросов в этой реформе: есть ли альтернативные механизмы и резервы в решении проблемы нарастающего дефицита ПФ? Их как минимум несколько.

Во-первых, то, о чем говорится уже давно, — объемы теневых зарплат сегодня минимум на 50% больше официальных. Запланированный на 2011 г. фонд оплаты труда (за исключением бюджетных учреждений) составляет порядка 240 млрд. грн. Выходит, еще около половины этой суммы (120 млрд. грн.) — это зарплата «в конвертах», из которой не платятся ни страховые взносы в ПФ, ни налог с доходов физлиц. 35% от 120 млрд. грн. — около 42 млрд. грн. То есть почти вдвое больше, чем даже нынешний рекордный 26-миллиардный дефицит ПФ. Таким образом, теневая экономика в Украине живет и процветает, а миллионам граждан придется еще пять лет отрабатывать взносы в Пенсионный фонд, чтобы покрывать его дефицит.

Еще один очевидный и вполне действенный вариант — создать новые рабочие места для безработных. Особенно — новые места на высокотехнологичных предприятиях, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Если обеспечить рабочими местами на условиях официальных трудовых отношений хотя бы еще 2 млн. человек, дополнительные поступления пенсионных взносов могут достичь 15—19 млрд. грн. (если работникам будет начисляться средняя зарплата по стране).

Есть и еще ряд мер, которыми можно навести порядок в пенсионной системе. К примеру, отмена ограничения по максимальному платежу в ПФ. Дело в том, что сегодня пенсионные отчисления платятся максимум от суммы, эквивалентной 12 прожиточным минимумам (около 9 тыс. грн.), даже если сама зарплата значительно выше этого показателя. По данным Счетной палаты, только эта мера может дать ПФ около 6 млрд. грн. ежегодно. Помимо этого, согласно подсчетам ПФ, уплата взносов по ставке 35,2% с доходов физлиц-предпринимателей (сегодня они платят лишь по 300 грн. в месяц) могла бы дополнительно дать фонду 5,3 млрд. грн. в год.

Сергей Тигипко, впрочем, заявил, что не против отмены предельного уровня отчислений в ПФ с высоких зарплат. Однако он считает, что на нынешнем этапе это приведет к новой волне тенизации зарплат и падению доходов казны — бизнесмены попросту начнут переходить на бонусы и зарплаты «в конвертах».

Но даже если это так, вполне очевидно, что решение проблемы в комплексе могло бы позволить легко перекрыть, по крайней мере на ближайшие пару лет, 26-миллиардный дефицит ПФ.

Другие новации

Вполне логично выглядит предложение ограничить уже со следующего года максимальный размер пенсии в стране уровнем 12 прожиточных минимумов (т. е. 9 тыс. грн.). Тем более что сейчас верхнего предела таким пенсиям нет.

Например, как стало известно на днях, пенсия уволенного главы Нацбанка Владимира Стельмаха составит 130 тыс. грн. в месяц! Такой высокой пенсии бывший главный банкир страны удостоился в связи с тем, что годовая зарплата этого чиновника составляла 1 млн. 513 тыс. грн. Что, как ни странно, почти втрое больше, чем зарплата Президента Украины.

С другой стороны, в законопроекте предлагается всем бюджетникам (т. е. учителям, врачам, военным), которым государство платит весьма скудные зарплаты, при выходе на пенсию выдавать единоразово материальную помощь в размере 10 месячных пенсий.

В то же время одна из категорий граждан, которые могут оказаться под ударом новой реформы, — военнослужащие. Спецпенсии тем, кто имеет право досрочного выхода на пенсию (армия, милиция, СБУ), предлагается выплачивать в полном размере лишь при достижении общеустановленного пенсионного возраста в 60 лет.

То есть уйти на пенсию раньше эти граждане могут, но пенсии в размере 80% заработка при этом получать не будут долго. Причем срок выслуги для такой пенсии будет повышаться на 1 год ежегодно начиная с 1 февраля 2011 г. и заканчивая 1 февраля 2015-го. Сегодня, если офицер выйдет на пенсию до 31 января 2011 г., ему достаточно выслуги в 20 лет, с 1 февраля 2011-го — уже 21 год (с 1 февраля 2015 г. — 25 лет).

Если военнослужащие смогут получать полную пенсию только после 60 лет, непонятно, на чем тогда вообще строить престиж и привлекательность военной службы. Точно так же непонятно, чем будет заниматься сотрудник силовых структур или армейский офицер, который не имеет гражданской специальности, ожидая заслуженной пенсии до 60 лет

Кстати, Сергей Тигипко как главный куратор пенсионной реформы обещает, что она не коснется уже работающих пенсионеров. По крайней мере в поданной на рассмотрение парламента версии законопроекта уровень социальной защиты этой категории граждан остается прежним. «За каждый полный год страхового стажа свыше 35 лет мужчинам и 30 лет женщинам пенсия по возрасту увеличивается на 1% размера начисленной пенсии, но не более чем на 1% минимального размера пенсии по возрасту», — говорится в законопроекте. Иными словами, если сейчас минимальный размер пенсии составляет 734 грн., то за каждый год работы сверх стажа можно заработать еще по 7 грн. 34 коп.

«Все работающие пенсионеры, которые сегодня работают, это около 3 млн. человек, практически не почувствуют никаких изменений. Закон не предусматривает, что работающие пенсионеры что-то потеряют, — заявил глава Минсоцполитики в Раде. — Хочу обратиться к шахтерам, военным, которые сегодня работают. Мы заинтересованы, чтобы эти люди работали, потому что от них идет в первую очередь уплата в Пенсионный фонд». Тигипко тут же уточнил, что только те категории, которые относятся к госслужащим, и десять категорий, которые к ним приравнены, во время своей работы будут получать «пенсию, которая бы равнялась не 80% их заработка, а около 50%».

Модели реформ 

Нынешние массовые забастовки в странах Европы — то, что так или иначе связано с планами тамошних правительств повышать пенсионный возраст. В Европе, как известно, население тоже стареет (но там, в отличие от Украины, это происходит за счет значительного увеличения продолжительности жизни) — растущей армии пенсионеров необходимо обеспечивать высокие европенсии. Поэтому с началом кризиса видим ряд стран, где пенсионные реформы вновь запущены. Францию, к примеру, поставили перед фактом повышения пенсионного возраста на два года. В Италии постепенно, с 2015 г. по 2050-й, этот пенсионный порог будет увеличен на три года. В Греции вскоре будут выходить на пенсию не в 60 лет, а в 65, причем в этой стране пенсии уже понижены примерно на 7%.

В Германии еще в 2006 г. была одобрена реформа, предусматривающая с 2012-го до 2019-го постепенное увеличение пенсионного возраста с нынешних 65 до 67 лет. Похожий график приняла и Испания. Австрия намерена к 2024—2033 гг. увеличить пенсионный возраст женщин до уровня мужского — с 60 до 65 лет. Аналогичные новации запланированы и в Великобритании, и в Нидерландах (к 2025 г.).

Итого сейчас в большинстве стран Евросоюза на пенсию выходят в 65—67 лет, а официально утвержденный Брюсселем новый ориентир пенсионного возраста для всего ЕС — 70 лет. Интересно, много ли теперь найдется желающих вступать в этот союз?

В большинстве этих стран, как и у нас, в течение XX в. строилась та самая солидарная пенсионная система. Впервые в Европе она была введена в Германии в 1889 г. при Отто фон Бисмарке, который благодаря новшеству и победил на выборах. Правда, пенсионный порог в Германии тогда был установлен на уровне 70 лет, что значительно превышало тогдашнюю среднюю продолжительность жизни в стране. В течение первой половины ХХ в. солидарная пенсия распространилась повсеместно в Европе — под боком оказался пример Советского Союза, где была также введена солидарная система.

Широкая международная дискуссия о пенсионной реформе стартовала в 1994 г. после публикации известного доклада Всемирного банка «Предупреждение всемирного кризиса старения». В нем отмечалось, что с учетом сложившейся тенденции увеличения продолжительности жизни пенсионеров большинство стран вскоре столкнутся с острым дефицитом пенсионной системы, построенной исключительно на принципе перераспределения средств между поколениями (т. е. на солидарном принципе, т. н. Pay-As-You-Go). Представители Всемирного банка в рамках реформирования национальных пенсионных систем предложили разным странам начать вводить дополнительно обязательные накопительные пенсии.

У накопительной системы действительно немало плюсов. Это по сути индивидуальные пенсионные накопления, при которых размер пенсий зависит только от взносов и результатов их инвестирования. Рост доли «сбережений» в экономике в свою очередь создает неплохие условия для развития фондового рынка, т. е появляются дополнительные и более дешевые средства для развития компаний, чьи акции покупают пенсионные фонды. В развитых странах доходность от вложений в ценные бумаги, как правило, превышает инфляцию и даже темпы роста зарплат. Но тут как всегда остается один «небольшой» нюанс. Всякая экономика циклична, фондовые рынки порой претерпевают обвалы, в результате чего история в т. ч. последнего кризиса в разных странах запечатлела массу примеров, когда обесценивались сбережения серии частных пенсионных фондов.

И в то же время при солидарном принципе пенсионного обеспечения подобного риска нет — в условиях инфляции и роста экономики повышается номинальный размер зарплат и как результат совокупные отчисления в пенсионную систему. Индексация пенсий проходит за счет увеличения отчислений работающего населения. Однако эта модель дает сбои во времена демографического спада (как у нас) и роста средней продолжительности жизни (как в Европе). 

Но в большинстве стран Западной Европы не отказались и не собираются отказываться от солидарного принципа — работает т. н. модель трехуровневой защиты. К первому уровню относятся всевозможные системы (от чиновников до рабочих и служащих), которые функционируют на основе законодательных норм и являются обязательными, по крайней мере для определенного круга лиц. Второй уровень — это обеспечение по старости от предприятий, то есть корпоративные пенсии, которые накапливаются в частных пенсионных фондах, инвестируются и гарантируют гражданам выплаты при достижении пенсионного возраста. Третий уровень — это забота о старости на собственное усмотрение, в т. ч. через инвестирование своих средств в те же частные пенсионные фонды.

Итак, одна из важных новаций, предложенных в законопроекте №7455, как раз и предполагает введение второго (накопительного) уровня общеобязательного государственного пенсионного страхования. Его участниками станут те, кому на дату введения системы исполнилось не более 35 лет. Размер страхового взноса для них предложен на уровне 2% (с последующим ежегодным повышением его на один процентный пункт до 7% от нынешних 35%). У каждого работника в результате должен появиться персональный счет, куда работодатель ежемесячно будет переводить часть начислений на его зарплату. По сути тот, кто больше зарабатывает (или имеет большую легальную зарплату), будет иметь большую персональную добавку к пенсии.

Второй уровень — то, что планировало вводить еще в 2004 г. правительство Виктора Януковича. Законодательно был введен третий уровень, однако создание второго было заморожено в связи со сменой власти в стране. Пожалуй, введение второго уровня — одна из ключевых норм в представленном законопроекте, в целесообразности и пользе которой трудно усомниться.

Однако, как заявил депутатам г-н Тигипко, накопительную систему в Кабмине все-таки решили вводить не сразу — ближе к 2013 г., когда будет обеспечена бездефицитность ПФ.

Дело в транше

Любопытно, что многие пункты представленной программы реформ точь-в-точь соответствуют требованиям МВФ, которые тот выдвигал в качестве условий выделения траншей и правительству Юлии Тимошенко, и правительству Николая Азарова. Сюда относятся повышение пенсионного возраста и увеличение минимального стажа для пенсий по возрасту

Стоит ли удивляться, что как раз 23 декабря МВФ выступил с заявлением о перечислении Украине очередного транша кредита в размере $1,53 млрд.

Первый заместитель исполнительного директора МВФ Джон Липски в связи с решением фонда заявил: «Своевременное одобрение и проведение закона о пенсионной реформе, поданного в парламент, является ключевым».

Что ж, в правительстве обещают широкое публичное обсуждение реформы. Появилось даже соответствующее поручение премьера Азарова, и теперь к диалогу приглашают профсоюзы, бизнес, общественные организации. Однако не может не настораживать замечание Сергея Тигипко, прозвучавшее на днях, относительно принятия закона в парламенте. Дескать, он рассчитывает уже «в средине февраля выйти на первое чтение, и если получится — до конца февраля принять».

Конечно, вряд ли пенсионная реформа в предложенном виде может быть принята так легко и быстро. Более того, новые нормы затрагивают интересы всех без исключения граждан, и значит, реформа пенсий, даже с учетом возможных компромиссов, явно дастся Кабмину не проще (а может, и сложнее), чем Налоговый кодекс. Хотя и предложенные новации уже готовы поддержать партия власти, а также ряд оппозиционных депутатов (судя по дискуссии в зале парламента 24 декабря), категорически против повышения пенсионного возраста коммунисты. И аргументация у них, стоит признать, вполне благоразумная: зачем спешить с пересмотром пенсионного возраста, если можно принять реальные и менее болезненные методы для наведения порядка в ПФ?

Не говоря уже о том, что по меньшей мере часть предлагаемых новаций вполне может подпадать под норму знаменитой статьи Конституции под номером 22: власть не имеет права ухудшать положение работающих, как и урезать их социальные права и гарантии.                        

Юрий Лукашин


Категория: Пенсионная реформа | Просмотров: 1371 | Добавил: Лапуля | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
В центре внимания

О пенсионной реформе в Украине. Новости и статьи.

Advertising
Поиск
Архив записей
Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz
Рейтинг@Mail.ru